Алгоритм деятельности специалистов образовательного учреждения в случае выявления признаков жестокого обращения с ребенком
- Каждый работник ОУ обязан немедленно письменно сообщить об этом заведующему сада.
- Информируются родители (законные представители).
- Заведующий самостоятельно или по его поручению педагог (в присутствии психолога, медика) проводит собеседование с родителями, которое протоколируется.
- Отдельно проводится беседа с ребенком в присутствии психолога.
- При подтверждении признаков жестокого обращения с ребенком, письменно информируются прокуратура и ОДН, органы социальной защиты, которые действуют в рамках своих должностных обязанностей.
Семья - колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между членами семьи, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Скудность и однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.
Ребенок должен воспитываться в любви, а любовь, мы узнаем, прежде всего, в семье. Дети часто не разбираются в собственных потребностях и чувствах, и все-таки у каждого из них есть свой язык любви. Чтобы воспитать ребенка правильно, родители должны знать его язык любви. А когда ребенок слишком мал, и невозможно определить его язык, нужно говорить на всех:
Слова поощрения – мы редко хвалим детей, мы замечаем только их ошибки.
Время – вам нужно проникнуть в мир вашего ребенка. Пусть его интересы станут вашими. Не жалейте на это времени. Хотя бы несколько минут в день. Помните, это главное.
Подарки – не увлекайтесь ими. Иначе они теряют всякий смысл, а у ребенка формируется ложная система ценностей. Но если вы тщательно выбираете их, и дарите их со словами любви, тогда вы удовлетворяете потребность в любви.
Помощь – помогайте с любовью.
Прикосновения – любому ребенку необходима ласка. Но учитывайте при этом его возраст, темперамент и т.д.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
О том, какой он – хороший, дорогой, способный или плохой, никому не нужный, невезучий – ребенок узнает только от взрослых и, прежде всего, от родителей.
Если самый глубокий слой психики ребенка – эмоциональное восприятие себя – складывается из негативных переживаний, начинается разлад во многих сферах его жизни. Он становится «трудным» и для себя, и для окружающих, и необходимы большие усилия, чтобы помочь ему. Родителям важно не допустить разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, постоянно поддерживая его самооценку, или чувство самоценности.
Как это делать?
• Безусловно принимать ребенка, то есть, любить его не за заслуги или поступки, а просто за то, что он есть.
• «Активно слушать» его рассказы о своих переживаниях и потребностях.
• Быть (читать, играть, заниматься) вместе с ним.
• Не вмешиваться в дела, с которыми он справляется сам.
• Помогать, когда ребенок просит об этом.
• Отмечать и поощрять его успехи.
• Делиться своими чувствами (то есть, доверять ему).
• Конструктивно разрешать конфликты.
• Каждый день ласково говорить ребенку, например, такие фразы:
• Обнимать ребенка не менее 4 раз в день, а лучше – чаще.
Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты… Я по тебе соскучился. Давай (посидим, сделаем…) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.
Любящие родители всегда готовят ребенка к появлению в семье младшей сестрички или братика.
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ
Уважаемые родители!
Вы очень любите своих детей. Помните, что ваша любовь необходима им, как воздух.
Дети – зеркало для своих родителей. Если вы одариваете их любовью, они ее отражают и возвращают вам.
Как родителям проявлять свою любовь к ребенку? Ниже перечислены несколько основных форм выражения родительской привязанности.
• Визуальный контакт. Смотрите ребенку прямо в глаза открытым, доброжелательным, любящим взглядом.
• Физический контакт. Обнимайте детей, подростков похлопывайте по плечу, ласково теребите волосы.
• Уделяйте внимание. Посвящайте детям безраздельно часть своего личного времени.
• Слушайте детей. Используйте метод «активного слушания», рассказывайте ребенку о своих чувствах, называйте те чувства, которые испытывает он.
• Говорите детям хорошие и ласковые слова: «Я люблю тебя», «Как я рад, что ты у нас есть», «Как я рада тебя видеть», «Мы очень любим тебя» и др.
• Отмечайте дни рождения детей, дарите им подарки на праздники.
• Улыбайтесь детям как можно чаще.
• Знакомьтесь с друзьями ребенка; вместе с ним принимайте участие в школьных или других мероприятиях.
• Вы – взрослый человек, опытный и сильный, поэтому сдерживайте эмоции в конфликтных ситуациях.
• Разрешайте детям ошибаться, и разрешайте им проявлять свои чувства.
• Дети – не ваша собственность. Воспринимайте ребенка как самостоятельную личность.