Эмоциональное здоровье дошкольника

Практически все родители много времени и сил уделяют развитию своего ребенка. Однако довольно часто их внимание направлено, прежде всего, на его интеллектуальное развитие. Взрослые верят: если ребенок будет много знать и уметь, это позволит ему стать успешным в жизни. Вот почему его определяют в самые разные кружки и секции.

И действительно, ребенок осваивает новые виды деятельности: вот уже считает, читает, что-то по-английски скажет. Несомненно, интеллектуально развивается. А эмоционально? Нравится ли ребенку все это? Или же ему просто важно, чтобы его хвалили? Получает ли он удовольствие от чтения и счета? Или просто стремится доставить удовольствие взрослым в надежде заслужить их любовь?

Поэтому, уважаемые родители, не спешите записывать своего ребенка в десятки разных кружков, развивающих интеллектуальные навыки. Обратите внимание и на его эмоциональное развитие. Хорошо известно: эмоционально благополучный ребенок и учится как бы играючи. Он все легко схватывает и осваивает.

Внутренний мир ребенка

В процессе развития ребенка возможны различные осложнения – или конституциональные нарушения, или конфликты в семье. Проблемы эти имеют видимую причину, поэтому в той или иной степени ребенку может быть оказана медицинская или психологическая помощь. Но есть проблемы, возникновение которых всегда озадачивает взрослых. Вот несколько примеров.   Маленькая девочка, горячо любимая и мамой, и папой, хорошо учится в школе, но почему именно она то и дело попадает в опасные ситуации? Случайность? Или первоклассник из благополучной семьи, ребенок с развитым интеллектом не справляется со школьной программой. Ошибка? Суть в том, что в дополнение к внешнему миру у каждого ребенка свой собственный внутренний мир, в котором преломляются события внешней жизни. Современные психологические исследования показывают: поведение человека в социальном контексте не просто следствие воздействующих на него объективных обстоятельств. Внутренний мир человека события внешнего мира окрашивают в ему одному свойственные краски.

Внутренние конфликты развиваются независимо от того, что происходит в окружении. Во внутреннем мире ребенка сосуществуют противоречивые желания и потребности, как, например, желание одновременно быть всегда рядом с мамой – и в то же время абсолютно независимым от нее; злиться на близких – и одновременно любить их; получать удовольствие, играя в луже или с грязью, - и в то же время жаждать одобрения от родителей. Вот почему так необходимо внимание к внутреннему миру ребенка и для понимания возникающих у него эмоциональных проблем, и для их профилактики в процессе воспитания.

Субъективный мир формируется в раннем детстве и неразрывно связан с опытом взаимодействия ребенка со значимыми для него взрослыми. Образы внутреннего мира в основном построены на взаимодействии и неразрывно связаны с опытом бытия – с – другими, т. е. значимыми для него взрослыми. По мере развития взаимоотношения с родителями интернализуются, т. е. становятся неотъемлемой принадлежностью внутреннего мира. И, уже как внутренние образы, продолжают существовать у взрослого, определяют коммуникативный стиль и эмоциональные особенности данного человека.

Возникновение внутреннего мира ребенка в течение развития мы связываем с его способностью выделять свою индивидуальную целостность и из окружающего мира, и из союза «мать – младенец». Именно тогда рождается субъективное «окрашивание» окружающего мира уникальными для индивида красками, т. е. начинается его оформление.

Чтобы создавать свой внутренний мир. Ребенок должен быть готов к этому – должен опознавать свои желания и считать свое мнение значимым и имеющим значение. Эту готовность создают определенные характеристики взаимодействия со значимыми взрослыми. Речь идет о периоде младенчества, когда мать может организовать свое взаимодействие с ребенком по-разному. «Подлинное Я» наделяет человека собственными желаниями и личностными смысла. «Ложное Я» приспосабливается к окружающему миру, заменяя социальным послушанием собственное личностное ядро.  Связь между «ложным Я» у взрослых и тонкими различиями материнско-детского взаимодействия возникает в самом начале жизни человека. Оказывается, принципиальное значение здесь имеют не обширные депривации или плохое обращение, а отзыв матери на его потребности.

Что важно для ребенка? Чтобы мать была рядом, когда она нужна. Но столь же важно, чтобы она отступала на задний план, когда в ней нет потребности. Таким образом, создается «поддерживающая среда» - физическое и психическое пространство, внутри которого младенец защищен, не зная о том, что его защищают.

В обычных условиях мать постепенно выходит из состояния отказа от собственной субъективности. Она все больше и больше вспоминает о своих интересах, своих заботах, своем удобстве. Ее реакции на требования младенца становятся чуть более отсроченными. И эта отречённость все более возрастает. Подобные 2 неудачи, 2 матери в 2 преподнесении  младенцу мира имеют мощное следствие. Да, это болезненно для него, но это обретение нового, конструктивного опыта.

Осознавая все возрастающее расстояние между желанием и его удовлетворением, младенец постепенно начинает понимать; оказывается, его желания не столь могущественны, как казалось ранее. И желания, и сигналы создают удовлетворение не сами по себе, все происходит с помощью матери. Возникающее понимание весьма значимо: младенец, который для стороннего наблюдателя всегда беспомощен и зависим, впервые начинает чувствовать свою зависимость. Возрастает постепенное понимание того, что мир состоит не только из твоей собственной субъективности, что удовлетворение желаний требует не только их выражения, но также адаптации к внешней реальности. Возникает потребность обретения нового опыта взаимодействия со средой – опыта адаптации. Ребенок учится соотносить свои желания с возможностями и желаниями других, учится компромиссным решениям для достижения собственных целей. Это процесс долгий, длиной в целое детство. Протекает он то с большим, то с меньшим успехом. Однако, начавшись, будет происходить постоянно.

Итак. Предпосылка для развития внутреннего мира младенца – защищенное психическое пространство, предоставленное ему матерью. Внутри этого пространства его Я может, «играя», расширяться и укрепляться. Еще раз подчеркнем, сколь важен период, в котором окружение (мать) позволяет младенцу иметь иллюзию всемогущества. В противном случае. Если с первых же дней поставить ребенка перед фактом: ты живешь в мире, к которому надо приспосабливаться, - преждевременная забота о внешней реальности не позволит развиться собственной субъективности. Ребенок достаточно рано установит связь с внешней реальностью в том случае, если этого потребует от него мать. Если же это происходит досрочно, он всегда устанавливает данную связь ценой отказа от переживания собственных желаний в полном объеме. Личность ребенка будет развиваться, не имея ядра, сердцевины. Подлинное ощущение себя заменится адаптивным послушанием. Из такого ребенка вырастает взрослый с невротическим подавлением своих желаний.

Однако справедливости ради отметим: даже слабая готовность к созданию собственного внутреннего мира все равно проявляется.

Важно, чтобы окружающие ребенка взрослые способствовали развитию его внутреннего мира, по крайней мере, обращали на это внимание.  Процесс этот носит название «отделение – индивидуация».

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 17 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.